На нашем сайте вы найдете последние новости из жизни российского казачества, материалы о возрождении государственной службы казаков, их истории и культуре.
12.03.2019
Их используют наряду с народными дружинниками.
Согласно опросу телеканала «Тюменское время», не все горожане знают, что в городе до сих существуют добровольные народные дружины (ДНД), которые патрулируют улицы и следят за порядком. Кто же такие современные дружинники и какими полномочиями они обладают? Об этом телеведущим Константину Фирсову и Татьяне Максимовой в прямом эфире программы «Добрый день, Тюмень» рассказали атаман Южно-Тобольского отдельского казачьего общества Николай Белослудцев и депутат тюменской гордумы Альбина Селезнева.
– Альбина Михайловна, известно, что в Тюмени вы стояли у руля воссоздания добровольных народных дружин (ДНД). Так ли это?
Альбина Селезнева: – 20 лет назад Лесобаза, Мыс и ДОК «Красный Октябрь» были криминальными местами. Мы думали над тем, что можно сделать, чтобы Лесобаза стала безопасным районом, и ставили эти вопросы перед городской администрацией, перед областным правительством.
В 2001 году первые народные дружины создали как раз в трех этих районах. Жить в них было достаточно тяжело – преступность, высокий уровень наркомании. Поэтому добровольцев у нас было много – из школ, библиотек. Неравнодушные люди. Сама я тоже дежурила в качестве народного дружинника.
Тогда мы ходили в патрули не раз в неделю, как сейчас, а хоть каждый день, если было нужно. Знали все «злачные места», приводили туда участкового, милиционеров, беседовали. Предприниматели местные нам помогали.
Наш эксперимент показывал хорошие результаты, которые отмечали и в милиции, и в администрации города. После этого народные дружины стали появляться и в других районах – сегодня их уже 25 плюс одна казачья. А начинали всего с трех.
В 2011 году Лесобаза выиграла областной конкурс на самый безопасный микрорайон – благодаря и дружинам тоже.
– Как выглядят дружинники? Как люди узнают, что это человек, у которого есть полномочия?
Альбина Селезнева: – У них есть жилеты и синие повязки с надписью ДНД. Сейчас они не всегда носят повязки, но у них всегда при себе удостоверения.
– Кто сегодня чаще всего идет в дружинники?
Альбина Селезнева: – Родители, педагоги.
– Сколько лет самым молодым?
Альбина Селезнева: – Точно я не могу сказать, но они все точно старше 18 лет.
– Можете перечислить полномочия, которыми обладают сегодня дружинники?
Альбина Селезнева: – Совершенно точно они не имеют права применять физическую силу. Не могут составлять протоколы. Они наблюдают, беседуют, призывают к порядку. Не всегда получается, конечно, но дружины у нас очень хорошие.
– Чем казаки отличаются от других народных дружинников?
Николай Белослудцев: – Правовое положение просто дружинника и конкретно казака-дружинника, по сути, одинаково. Единственное отличие – казаки, которые вступили в Государственный реестр казачьих обществ и взяли на себя обязательство служить государству, могут быть членами народных казачьих дружин. Со своей формой, атрибутикой, использованием коней и нагаек в рамках правового поля.
– Есть казаки конные, а есть пешие?
Николай Белослудцев: – Да, именно так. И все они реестровые казаки. Например, наше Южно-Тобольское отдельское казачье общество – это организация, объединяющая реестровых казаков Тюменской области. Реестр ведут органы внутренних дел.
– Действительно все казаки выходят патрулировать с нагайками?
Николай Белослудцев: – Нет, не обязательно. Шашки мы не берем, а вот нагайка – это разрешенный атрибут, особенно для конников: ее используют и для управления конем, и для самообороны. Потому что конные патрули, в отличие от пеших, несут службу полностью самостоятельно, без участия сотрудников полиции. В том числе в отдаленных и труднодоступных местах.
– Альбина Михайловна, а какие дружины эффективнее – просто народные или казачьи?
Альбина Селезнева: – Трудно сказать: эффективны и те, и другие. Пешие казаки ведь – это те же добровольческие народные дружины. Но преимущество сегодня отдается казакам – может, из-заформы, может быть, потому, что на сегодняшний день около 60% членов ДНД – пенсионеры.
– Есть мнение, что на обычных дружинников не очень обращают внимание, а вот казаков действительно побаиваются. Так или это?
Николай Белослудцев: – Правда, конечно, где-то посередине. Казаки все мужчины, случайный человек в казачью дружину не попадет, там все дееспособны – и в физическом, и в умственном плане. Прежде чем попасть в казачью дружину, нужно пройти отбор и у казаков, и в органах внутренних дел. Немалую роль играет и физическая подготовка, потому что патрулирование – это большая нагрузка.
Поэтому казакам, в отличие от простых дружинников, позволяется вести патруль самостоятельно. Например, когда в прошлом году многие наши полицейские уезжали работать на чемпионате мира по футболу, на освободившиеся места ставили казаков для самостоятельного несения службы.
– Зоны ответственности у казаков и простых дружинников поделены?
Николай Белослудцев: – Конечно. Мы ведь не просто патрулируем там, где захотели. Места патрулирования согласуются с органами власти, с органами местного самоуправления, с МВД.
– Сколько раз в неделю казаки выходят в патруль?
Николай Белослудцев: – В Тюмени – ежедневно.
Альбина Селезнева: – Народная дружина патрулирует 12 часов в месяц, а казаки – 180.
Николай Белослудцев: – То количество обязанностей, которые сегодня возложены на полицию, просто не позволяет их в полной мере реализовывать. Например, у участкового, условно, 157 разных обязанностей – и до некоторых дел руки просто не доходят. Часть этих вещей можно было бы делегировать – и основой могут послужить как раз казачьи народные дружины.
– Когда у нас везде по городу пойдут конные патрули, чтобы каждый горожанин мог сказать: вот теперь-то можно спать спокойно?
Николай Белослудцев: – Конь такая скотина – на асфальте не пасется. Их мы применяем в труднодоступных для обычного транспорта местах. Например, прошлой зимой конные патрули очень хорошо себя показали в дачных массивах. Все занесено снегом – на автомобиле не проедешь, а на коне – пожалуйста. Плюс конник сидит высоко и ему все видно. Поэтому это эффективно.
В парках конные патрули тоже работали – например, в Гилевской роще или в парке им. Гагарина, где на автомобиле по тропинкам не проедешь. Так что мы это развиваем – но ведь и конь не может быть просто случайным. Как минимум он должен быть привитым.
Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.
Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!
«Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»
Владимир Владимирович Путин
президент Российской Федерации
«Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям»
Святейший патриарх Московский
и всея Руси Кирилл
«Система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, способна укрепить русское национальное самосознание и содействовать направлению его в конструктивное русло»
Сергей Семенович Собянин
мэр города Москвы
«Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть»
Лев Николаевич Толстой