Повод для раздора: каким будет курс истории казачества для детей?


Повод для раздора: каким будет курс истории казачества для детей?

13.08.2019

Учащиеся казачьих кадетских корпусов и классов скоро будут изучать на отдельных уроках историю зарождения и развития казачества 


Как сообщила ректор Московского государственного университета технологии и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) Валентина Иванова, учащиеся казачьих кадетских корпусов и классов скоро будут изучать на отдельных уроках историю зарождения и развития казачества, а также его современное состояние.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ, историк, публицист

Сама по себе ситуация странноватая. Из народа российского законодательно особо выделено и законодательно утверждено единственное сословие, к тому же ушедшее в историческое прошлое.

Тем более интересно, каким же будет курс, разработкой которого, по словам ректора, «станут заниматься историки, казачьи атаманы, а также представители известных казачьих семей». Ведь история – наука жесткая.

Например, в некоторых кругах, в том числе и официозных, общепринят тезис, что казаки испокон веков служили вере, царю и отечеству, стояли на страже государства и государственности. На самом деле это не так, и в то же время так – в полном соответствии с гегелевским законом диалектики о единстве и борьбе противоположностей. Изначально казачество зародилось именно как антигосударственное движение и явление. Казаками (казахами) называли себя тюркоязычные степные джигиты, ушедшие из-под власти половецких ханов и ханов Золотой Орды. (До 1936 года, до «сталинской» Конституции СССР, Казахстан назывался КазаКстаном, а казахи – казаКами.) К этим ватагам стали присоединяться такие же искатели вольностей из ближних и дальних краев, прежде всего, беглые смерды и холопы из Руси – и вскоре казачество ославянилось, стало русским по языку и православным по вере. Тюркское «казак» - «вольный человек», как часто бывает при симбиозах и заимствованиях, приобрело тавтологичный характер - «вольный казак», то есть «вольный вольный». Тюркской же осталась военно-бытовая терминология, которая определяла тогдашнюю жизнь: аргамак, аркан, атаман, башлык, есаул, ермак, ерик, караул, кош, курень, майдан...

На Руси казаков вначале называли "бродниками" (они упоминаются в летописях как наемники, участвовавшие в междуусобных русских и русско-половецких конфликтах) и только потом – "казаками".

По коммунистической историографии, в России было три крестьянские войны – под предводительством Болотникова, Разина и Пугачева. На самом же деле это не крестьянские, а казачьи войны. Начиналось с ватаг атамана Хлопка и атамана Илейки Муромца. И Болотников был не крестьянским вождем, а воеводой князя Шаховского, врага царя Василия Шуйского. Все это обернулось Смутным временем. В марте 1613 года польские интервенты пытались убить только что избранного царя Михаила Романова, находящегося в тот момент вместе с матерью в Ипатьевском монастыре, но крестьянин Иван Сусанин увел их в леса и болота, за что поплатился жизнью. Историк Николай Иванович Костомаров подверг эту государственно принятую версию ехидному и обидному осмеянию, а историк Сергей Михайлович Соловьев писал:

"Сусанина замучили не поляки и не литовцы, а козаки или вообще свои, русские разбойники..."

Поляков изгнали из Москвы в начале ноября 1612 года. Что делал 4 месяца спустя какой-то польский или литовский отряд на севере, в глухих костромских лесах? Кой черт его туда занес? Вероятность появления в то время в северных лесах какого-то польского отряда, да еще с целью убийства царя, да еще имеющего четкую связь с Москвой (откуда они узнали, что в Москве прошел Земский собор и на нем избрали Михаила Романова?) - приближается к ничтожно малой величине. А вот отечественными бандами всех мастей Русь в то время была заполонена. Казачьи ватаги терроризировали страну, царь Михаил Романов жаловался на Земском соборе: не то что налоги собрать, проехать из Москвы в Ярославль невозможно.

Потом поднялись казаки Разина и Пугачева. Разумеется, в той или иной мере участвовали и крестьяне, беглые холопы и т.д. Причем, казаки далеко не всегда допускали в свои отряды "мужичье". Об этом точно написано в романе Василия Шукшина "Я пришел дать вам волю".

Так что не крестьяне вели войны против власти на Руси, а казаки. Они были в трудные времена истории самыми опасными врагами государства и русской государственности.

Другое дело, что, воюя против государства, убегая от государства, казаки тем самым расширяли пределы этого государства, и в конце концов стали пограничным и военно-полицейским отрядом государства, одним из оплотов государственной власти.

Диалектика.

Так было до Гражданской войны, когда и казачество разделилось на белых и красных.

Неувядаемой славой покрыли себя казаки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. К 1942 году на Дону, Кубани, Тереке, Ставрополье, на Урале и в Зауралье, Сибири, Забайкалье, на Амуре, Уссури и других районах было сформировано 82 казачьи кавалерийские дивизии. В августе 1943 года во время боев на Северном Кавказе немецкий офицер Альфред Курц писал в дневнике:

"Все, что я слышал о казаках, времен войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем при встрече с ними теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке приводит меня в ужас, и я дрожу... Даже ночью во сне меня преследуют казаки. Это какай-то черный вихрь, сметающий все на своем пути. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего... Вчера моя рота потеряла всех офицеров, 92-х солдат, три танка и все пулеметы".

262 казака стали Героями Советского Союза.

В то же время немало и черных глав в истории тех лет. Начиная с 22 июня 1941 года, когда руководство казачьих войск за рубежом перешло на службу Гитлеру. 22 июня 1941 года атаман Всевеликого войска Донского Петр Краснов обратился к казакам с воззванием:

«Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов… Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!»

Уже к осени 1941 года при группе армий «Центр» действовали разведывательно-диверсионные подразделения и отдельные воинские формирования из казаков. В сентябре 1942 года в Новочеркасске казачий сход избрал штаб Войска Донского - и началась организация частей для борьбы против Красной Армии.

По разным оценкам, в составе вермахта, ваффен-СС (войск СС), вспомогательной полиции, в карательных отрядах CC служило более 100 тысяч казаков. Их исключили из «расовой теории», признали неславянами и тем более не русскими, а отдаленными потомками некоего древнегерманского племени. И потому принимали в СС (русских и украинцев стали принимать в СС с 1943 года).

Атаман Краснов в одном из очередных манифестов взывал:

«Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков, давила их и эксплуатировала. Теперь настало время, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь».

Донской атаман генерал Краснов возглавлял Главное управление казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий Германии. Затем, 30 марта 1944 года, его перевели в подчинение Главного управления СС Третьего рейха.

При Главном штабе СС создали Резерв казачьих войск. Командовал им кубанский атаман генерал Андрей Шкуро.

Краснов – бригадефюрер СС.

Шкуро - группенфюрер СС.

После поражения вермахта под Сталинградом и начала общего наступления Красной Армии казаки с семьями двинулись в отступление вместе с гитлеровцами. Так возник Казачий стан – отдельная военная организация вермахта и СС со своей территорией. Рейхсфюрер СС Гиммлер поставил во главе Казачьего стана группенфюрера СС Гельмута фон Паннвица. Вначале казакам выделили земли на Украине, в Кировограде, а потом в Белоруссии и в Польше, где казаки вместе с гитлеровцами утопили в крови Варшаву при подавлении Варшавского восстания. Затем Казачий стан перебазировался в Северную Италию. После капитуляции Германии казаков – подданных СССР - передали советской стороне в соответствии с Ялтинскими соглашениями.

15-17 января 1947 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось закрытое заседание Военной коллегии Верховного суда. Петр Краснов, Семен Краснов, Клыч Султан-Гирей, Тимофей Доманов и Гельмут фон Паннвиц были признаны военными преступниками и приговорены к смертной казни через повешение.

В 1994 году в Москве, на территории храма Всех Святых (у метро «Сокол»), создали православный мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в 2-х Мировых и Гражданской войнах».

На постаменте высечено:

«Атаманы: Краснов, Шкуро, Доманов, Султан-Гирей Клыч, Павлов, фон Паннвиц, Кононов, Зборовский, генералы: Кутепов, Миллер, Михайлов, Каульбарс, Туркул, Хольмстон-Смысловский, Скородумов, Штейфон. Воинам Российского общевоинского союза, Русского корпуса, Казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество».

Надпись неточная. 15-й кавалерийский корпус назывался «XV казачий кавалерийский корпус СС».

Казаки-эсэсовцы «пали за веру и отечество»?

В 1996 году Гельмут фон Паннвиц был реабилитирован решением Главной военной прокуратуры РФ как «жертва политических репрессий». В 2001 году это решение отменили. Националистические и монархические организации обращались в государственные органы с просьбами о реабилитации и некоторых других персон, чьи имена значились на памятнике. Но в 1997 году Военная коллегия Верховного суда РФ постановила: считать «граждан Германии Краснова П.Н., Шкуро А.Г., Султан-Гирей Клыча, Краснова С.Н. и Доманова Т.И. обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации».

В 2007 году постамент был разбит неизвестными. В 2014-м его заменили на плиту с надписью «Казакам, павшим за Веру, Царя и Отечество».

В 2006 году некий предприниматель на территории своей усадьбы в станице Еланской Шолоховского района построил мемориал «Донские казаки в борьбе с большевиками». На открытие собрались сотни человек, священник служил молебен. Смысловой и архитектурный центр мемориала - огромная фигура атамана Краснова. Мемориал открыт для посещений. В 2017 году активистам инициативной группы, выступившей за запрет на посещение школьниками этого комплекса, ответило министерства общего и профессионального образования Ростовской области:

«По информации отдела образования администрации Шолоховского района, с 2006 года руководителям образовательных организаций рекомендовано не проводить организованных посещений обучающимися частного мемориального комплекса в станице Еланской… Организованных посещений обучающихся частного мемориального комплекса в станице Еланской не было».

В январе 2008 года атаман Всевеликого Войска Донского, депутат Государственной думы от правительственной партии «Единая Россия» Виктор Водолацкий отдал приказ и создал рабочую группу по реабилитации Краснова.

Однако через десять дней отказался от своей идеи.

В том же 2008 году депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев отправил возмущенный запрос в Генеральную прокуратуру по поводу установки памятника Краснову. Оттуда его переслали в областную, затем – в районную прокуратуру.

В 2009 году прокуратура подала иск в Шолоховский районный суд, требуя снести мемориал. Дело было спущено вниз по инстанции в прокуратуру Ростовской области, а затем поручение разобраться с проблемой передали в прокуратуру Шолоховского района. После проверки прокуратура обратилась в суд с требованием демонтировать сооружение.

Но решения суда до сих пор нет.

Суть не только в этих памятниках, но прежде всего в том, что их порождает и даже культивирует.

Повторим. В истории казачества немало героических страниц служения России. Казачьи полки покрыли себя неувядаемой славой в сражениях Отечественной войны 1812 года, на фронтах Великой Отечественной войны. Но почему-то некоторые представители казачества и некоторые представители прессы упорно пытаются возвести на пьедестал (в прямом и переносном смысле) тех, кто навеки запятнал себя службой Гитлеру, кто воевал на стороне фашистской Германии.

Таким образом, даже из этого краткого очерка очевидно, насколько драматична, сложна, неоднолинейна судьба российского казачества. Потому и актуален вопрос: каким будет курс истории казачества для преподавания в казачьих кадетских корпусах? 


Источник: https://newizv.ru/news/society/13-01-2019/povod-dlya-razdora-kakim-budet-kurs-istorii-kazachestva-dlya-detey

Поделитесь с друзьями:

система комментирования CACKLE
Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! - Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

  • Владимир Владимирович Путин

    «Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»

    Владимир Владимирович Путин
    президент Российской Федерации

  • Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    «Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям»

    Святейший патриарх Московский
    и всея Руси Кирилл

  • Сергей Семенович Собянин

    «Система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, способна укрепить русское национальное самосознание и содействовать направлению его в конструктивное русло»

    Сергей Семенович Собянин
    мэр города Москвы

  • Лев Николаевич Толстой

    «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть»

    Лев Николаевич Толстой

Подпишись на обновления

Подпишитесь на рассылку и получайте все новости о казачестве по электронной почте.
Введите Ваш E-mail:

Новости

Архив

Ссылки