Борьба за казачий храм


Борьба за казачий храм

30.03.2020

Казачий Свято-Знаменский храм в Хасавюрте является памятником архитектуры регионального значения 


Казачий Свято-Знаменский храм в Хасавюрте (Дагестан) построен в 1903—1904 годах по инициативе терских казаков. Является памятником архитектуры регионального значения. Имеет уникальный элемент: двойной световой барабан, создающий в интерьере усиленный световой поток. Во внешнем оформлении – так называемая средиземноморская полосатая кладка. Храм является образцом православной воинской архитектуры нововизантийского стиля (архитектор – терский казак И.В. Рябикин), в этом же стиле построен и знаменитый войсковой храм донских казаков – Вознесенский собор в Новочеркасске. Свято-Знаменский храм является культурным наследием терских казаков. Средства на его строительство собирались казаками по всей Терской области.

Храм при закладке имел защитное 100-метровое пространство, которое сохранялось до 1991 года. В последние десятилетия оно бездумно в коммерческих целях застраивается с благословения администрации Хасавюрта. Из-за хаотичности застроек и построек некогда прекрасный Хасавюрт стал похож на средневековый аул, по которому среди многочисленных палаток и времянок можно свободно проехать разве что на ишаке. Создаётся реальная пожароопасная обстановка из-за невозможности в экстремальной ситуации подхода пожарной техники. В 2018 году при схожих обстоятельствах в соседнем Гудермесе полностью выгорела мечеть.

Борьба за территорию возле казачьего храма тянется уже не первое десятилетие. История эта давняя и, по сложившимся традициям Кавказа, густо перемешана с родственными, меркантильными и религиозно-национальными интересами и противоречиями.

В аналитической справке о положении в Дагестане в целом, рассмотренной и утверждённой правлением и Советом стариков Нижне-Терской казачьей общины ещё 29 августа 2017 года, говорилось:

«B pecпyбликe <…> созданы Координационный совет по северному району РД и Правительственная комиссия по предупреждению оттока русскоязычного населения за пределы Дагестана. Однако работа данных органов положительных результатов не даёт. Все принимаемые нормативно-правовые акты, проводимые мероприятия и конференции носят формальный характер, практических результатов не дают, а принимать конкретные меры по поддержке русского, казачьего населения и сокращению его оттока местные власти не хотят или не могут».

Вероятно, такой ситуацией обусловлены в Дагестане очень многие конфликты, в том числе и конфликт, возникший вокруг Свято-Знаменского храма в г. Хасавюрте.

В конце января – начале февраля 2019 года в Хасавюрте из-за неугомонной активности терских казаков всё-таки состоялся суд, в котором ответчиками предстали гр-не Хабибов Арсен Асадулаевич и Гусейнов Гусейн Даудович, построившие 2-этажный объект капитального строительства в охранно-защитной зоне ОКН (объекта культурного наследия), в непосредственной близости от храма. В суд с иском обратился прокурор Хасавюрта после того, как прокуратурой была по требованию казаков произведена проверка законности строительства.

И, казалось бы, наконец-то казаки победили! В Решении Хасавюртовского горсуда от 4 февраля 2019 года было сказано:

«Признать объект капитального строительства <…> самовольной постройкой. Обязать Хабибова Арсена Асадулаевича и Гусейнова Гусейна Даудовича снести за свой счёт самовольное строение <…>, с приведением земельного участка в первоначальное положение». Но не тут-то было! Гусейнов и Хабибов вовсе не думали смириться и отступить перед казаками. Проиграв по духу и букве закона, ответчики решили прощупать ряды своих противников на «гниловатость»…

31 мая 2019 г. Верховный суд Дагестана рассматривал апелляцию на решение горсуда. На стороне Хабибова и Гусейнова выступала, как всегда, администрация Хасавюрта. Враги храма заручились поддержкой и гнилой части казачьей среды… В итоге вынесено определение:

«Решение Хасавюртовского горсуда от 4.02.2019 г. отменить». Но казаки, как и ранее их противники, вовсе не собирались «вкладывать шашки в ножны».

На имя Лидера Всеказачьего общественного центра (ВОЦ) поступило Обращение от пресс-секретаря Владикавказского округа ТКВ Пархоменко В.С. и старейшины Кизлярского округа Терского Войскового казачьего общества, ветерана органов МВД Быстрова В.В., в котором, в частности, говорилось:

«В истории Российского казачества особая роль принадлежала войсковым храмам как хранилищам войсковых регалий, воинской славы и доблести. Сегодня эта роль признана на государственном уровне. <…> К сожалению, правлением ТКВ (Терского казачьего войска) второе десятилетие ведётся борьба за сохранность охранной 100-метровой зоны вокруг уникального Свято-Знаменского храма Хасавюрта – одной из святынь Терского казачества, где не прекращаются попытки застройки её коммерческими и развлекательными заведениями.

Такое отношение администрации Хасавюрта к культурному и историческому наследию терских казаков полностью противоречит конституционным нормам Российской Федерации, Закону об охране культурного наследия, нормативным документам Администрации Президента РФ по развитию казачьих организаций, а также обычным этическим нормам межконфессионального уважения…».

Развесёлая гоп-компания предателей казачьих интересов и казачьего имени, узнав об обращении Пархоменко и Быстрова за помощью в ВОЦ, понимают, что вляпались «по самое некуда» и, опасаясь огласки их антиказачьего поведения, 21 февраля 2020 года пытались прикрыться хоть каким-то документом (не исключено, что даты проставлены задним числом, хотя это, в общем-то, ничего принципиально не меняет). Что ни говори, ситуация получилась весьма скверная. И вовсе даже не потому, что у казаков имеются враги. Гораздо пакостней сталкиваться с предательством тех, кого ранее считал своими соплеменниками, единомышленниками, друзьями.

Но что теперь практически следует делать казакам? Сложить руки и признать, что им оказалось не под силу защитить свой войсковой храм из-за могущества врагов и наличия предателей в собственных рядах? Или же пытаться что-то предпринимать? Судя по решимости казаков-терцев, дело это ещё далеко не закончено.

Александр ДЗИКОВИЦКИЙ. 


Источник: http://gazeta-slovo.ru/obshestvo/4426-borba-za-kazachij-khram

Поделитесь с друзьями:

система комментирования CACKLE
Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! - Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

  • Владимир Владимирович Путин

    «Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»

    Владимир Владимирович Путин
    президент Российской Федерации

  • Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    «Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям»

    Святейший патриарх Московский
    и всея Руси Кирилл

  • Сергей Семенович Собянин

    «Система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, способна укрепить русское национальное самосознание и содействовать направлению его в конструктивное русло»

    Сергей Семенович Собянин
    мэр города Москвы

  • Лев Николаевич Толстой

    «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть»

    Лев Николаевич Толстой

Подпишись на обновления

Подпишитесь на рассылку и получайте все новости о казачестве по электронной почте.
Введите Ваш E-mail:

Новости

Архив

Ссылки