Музей истории амурского казачества: путешествие в пограничную зону


Музей истории амурского казачества: путешествие в пограничную зону

01.07.2020

В 60 километрах от федеральной трассы Чита - Хабаровск, в долине величавой реки, утопая в зелени и цветах, раскинулось село Черняево Магдагачинского района - одно из самых красивых сёл на верхнем Амуре.


В 60 километрах от федеральной трассы Чита - Хабаровск, в долине величавой реки, утопая в зелени и цветах, раскинулось село Черняево Магдагачинского района - одно из самых красивых сёл на верхнем Амуре.

Сопка Девятой пятницы

Село основано в 1858 г. казаками, прибывшими на плотах из Забайкалья. Названо оно в честь первого командира Амурской конной казачьей бригады Георгия Федоровича Черняева.

Населенный пункт, по амурским меркам, немаленький - сегодня там живут около 800 человек. Есть сельсовет, школа, детский садик и другие социальные учреждения. Все улицы в основном тянутся вдоль Амура. Основная часть села застроена домами из бруса или кирпича, особенно выделяются на этом фоне отдельные старинные казачьи избы. С одной стороны село отрезано от внешнего мира пограничной рекой, с другой - высоким забором из колючей проволоки.

Проехав пограничный пункт, вы увидите большую сопку с названием «Девятая пятница». Легенду об этой горе до сих пор рассказывают старожилы Черняева:

«Жила когда-то в станице богатая семья, от которой не отступало большое горе. Каждый родившийся в семье ребенок умирал, не дожив до трехлетнего возраста. Женщина в этой семье была набожна и, когда у нее родился 9-й ребенок, девочка, она, молясь, стала упрашивать Бога оставить дитя в живых. За это мать поклялась носить камни на вершину горы для фундамента часовни. Обещание свое сдержала и, когда камня было наношено достаточно, наняла мастеров, которые построили обитель Богам. Закончили строительство через 9 недель со дня закладки первого камня. День совпал с пятницей.

Девочке шел уже пятый год. Родители посетили часовню и уехали из станицы, а это место стало священным. Сюда стали наведываться верующие. О женщине скоро забыли. Но был установлен день (через 9 недель от Пасхи), когда группы верующих поднимались к часовне и благодарили Бога, принося свои дары».

Что уничтожил пожар?

- На центральной улице села в глаза бросается высокое деревянное здание из цельнокруглого леса, за ним - маленькое ветхое строение с множеством окон и четырехскатной крышей (типичный казачий дом). Это - изюминка, визитная карточка Черняева - музей истории амурского казачества, один из самых интересных и самобытных музеев области. Его открыли в канун 135-летия села, в 1993 г. по инициативе нашего земляка, историка, краеведа-любителя, потомственного амурского казака, инициатора возрождения казачества и первого атамана Амурского казачьего войска Георгия Николаевича Шохирева (1948 - 1991). Открытие состоялось уже после смерти Георгия Николаевича, но именно он по праву считается первым штатным сотрудником музея, - рассказывает хранитель музейных предметов и директор музея истории амурского казачества Инна Савина.

Бывший военный, а после демобилизации - начштаба гражданской обороны в совхозе «Черняевский», Шохирев с юных лет изучал родословную своей семьи. Любовь к своим корням, к казачеству привила ему бабушка - Агафья Ионовна Шохирева (Гусевская), дочь помощника станичного атамана. Вечерами или за домашними делами бабушка рассказывала о давних событиях, свидетельницей которых была она сама или слышала от родителей. Георгий аккуратно записывал все эти истории в особую тетрадку.

Потом стал разыскивать бывших жителей станицы Черняево, их родственников, чтобы как можно подробнее узнать об истории родного села. Иногда это были командировки, иногда письма. Люди охотно шли навстречу, делились давно позабытыми историями.

Тетрадей с записями становилось все больше. Предположительно их было 16. К сожалению, летом 1991 г. в доме Георгия Николаевича случился пожар, который уничтожил большую часть накопленной нумизматической коллекции, предметов казачьего быта для будущего музея и часть рукописей. Для атамана это стало большим ударом, который он так и не пережил: зимой того же года его сердце остановилось.

Приезжали гости из Москвы

Продолжателем дела Шохирева стала Лидия Вениаминовна Ворон (1957 - 2019), которая 22 года успешно возглавляла музей, не только продолжив плодотворную научно-исследовательскую работу по изучению истории родного края, но и значительно увеличив основной фонд музея - на сегодня около 9000 единиц. По материалам Г. Н. Шохирева был выпущен историко-краеведческий очерк «Станица Черняево», разошедшийся по разным уголкам России.

- Первоначально музей разместился в здании бывшего казачьего правления 1912 г. постройки: это подтверждают обрывки приказов, предписаний, найденных под штукатуркой во время ремонта, - продолжает Инна Савина. - В 70-е годы здесь располагались детские ясли, позже - аптека.

Известен случай, когда атаман Феофан Игнатьевич Подшивалов (последний атаман станицы Черняево, был расстрелян в 1938 г.) вышел на вечерний осмотр станицы. Навстречу ему бежал трехлетний казачонок. Пробегая, он не поздоровался. Атаман остановил мальчика, узнал, чей он сын, и наутро вызвал к себе казака - отца ребенка. Это был казак из рода Шохиревых. Атаман отчитал казака за плохое воспитание сына и велел за эту провинность посадить его на 3 дня на гауптвахту.

2011 г. вошел в историю музея знаменательным событием - открытие нового здания. Прошло оно в рамках регионального фестиваля казачьей культуры, главными гостями которого стали ведущие популярной музыкальной передачи «Играй гармонь» Анастасия и Захар Заволокины. Кстати, за 27 лет существования музея его гостями были многие известные российские актеры театра и кино.

Как угадать царя?

Сегодня историческая часть экспозиции рассказывает нам об освоении Приамурья русскими в ХVII - ХIХ вв., об Албазинском остроге - первом русском поселении на Амуре, об истории образования станицы, Амурского казачьего войска, казачьих династиях. Многое - из семейных реликвий рода Шохиревых. В экспозиции есть подлинные предметы археологии, найденные на берегу рек Гербелик и Амур, фото семей основателей станицы Черняево (семья Елизара Гусевского), элементы конной упряжи, знаки принадлежности казачьих войск, предметы духовной культуры и быта.

Наибольший интерес в экспозиции вызывает картина известного амурского художника Л. Кильчанского «Отец и сын», на которой изображен Николай II с сыном, цесаревичем Алексеем. Привязана она к событию, которое произошло в станице Черняево в 1891 г. Являясь атаманом всех казачьих войск в России, Николай (ему тогда было 23 года) проехал по Амуру, знакомясь с жизнью казаков Амурского и Уссурийского казачьих войск. Сопровождал его приамурский генерал-губернатор барон Корф.

По этому случаю станица Черняево расцвела. На берегу Амура плотники возвели трап от берега на яр, поставили триумфальную арку. По улицам проносились разукрашенные лентами и перевесами с медными бляшками тройки. Лентами и флагами украсили дома вдоль Амура. На берегу толпились разнаряженные станичники: всякий надевал на себя самое лучшее, что годами пряталось по сундукам. Атаман построил на берегу сотню конных казаков. Каждый казак норовил выглядеть лучше соседа: крутил усы, ощипывал себя, словно гусь. На берег приплыл батюшка в сопровождении дьячка и попадьи. Отдельной группой стояли девочки 10-11 лет, одетые в специально выданные белые платья и сарафаны. Каждая из них держала по большому букету цветов. Среди них была и Агафья Гусевская (бабушка Г. Н. Шохирева), которая впоследствии и рассказала об этом событии.

И вот долгожданный пароход, тяжело пыхтя, вышел из-за кривуна, медленно подошел к берегу. Матросы сбросили сходни, и по ним, точно павлины, стали сходить на берег приближенные наследника. Было светло от зарева костров.

В толпе стали угадывать, кто из прибывших царь. Чем больше на очередном сходившем с парохода было позолоты и орденов, тем больше он, в глазах народа, походил на царя. Никто даже не подумал, что сошедший юноша с собачкой, одетый в гимназическую форму, со слегка нездоровым лицом и вялым выражением глаз, и есть тот, ради которого было все устроено.

Юноша быстро взобрался без трапа на яр, окинул взглядом станицу, подошел к батюшке, поцеловал его и снова взбежал на пароход. Только тогда люди стали передавать друг другу, что это и был царь.

Икону прятали в сарай

Еще один уникальный экспонат нашего музея - родовая икона семьи Шохиревых, икона Казанской Божией Матери. Она находится в Черняево на временном хранении, располагаясь в экспозиции с первых дней существования музея. Историю появления этой семейной реликвии рассказывал родной младший брат Георгия Николаевича - Виктор, тоже бывший военный:

«Моя бабушка, Шохирева (Гусевская) Агафья Ионовна, в 1900 г. купила эту икону на пароходе «Вестник», который шел с верхнего Амура с какими-то священнослужителями. Они везли с собой церковные вещи для продажи в казачьих станицах. Бабушке тогда было 20 лет, а ее мужу Георгию 30. В этом же году у них родился первенец - Петр Георгиевич, в честь этого родители решили купить в дом икону Казанской Божией Матери. Жили они в достатке, поэтому и икону взяли побольше и подороже, икон такого размера в Черняеве ни у кого не было изначально.

С приходом советской власти бабушка эту икону прятала в сарае, так как большевики вели беспощадную борьбу с религиозно настроенным казачеством.

Мой отец (Шохирев Николай Георгиевич) рассказывал, как большевицкие агитаторы из винтовок расстреливали изъятые у населения иконы. В одной станице, Мунгалово или Торой, мужик выстрелил в икону из карабина, но затвор вылетел и выбил ему глаз. После этого случая иконы стали сжигать.

В 30-е годы иконы стали доставать из схронов и выставлять в «светлых» углах».

- В продолжение о семейных реликвиях и связях хочу отметить, что за последние годы в музей очень часто обращаются родственники с просьбой найти хоть какие-нибудь сведения о своих потомках, проживавших в станице Черняево, - добавляет директор музея. - География обращений обширна: Кишинев, Санкт-Петербург, Новосибирск, Чита, Благовещенск, Приморье, Хабаровск, Амурск и т. д. Конечно, сведения у нас находятся не всегда. Но, благодаря сохранившимся рукописям Георгия Николаевича, какие-то отрывочные сведения находятся. Чаще это лишь пара предложений, но даже они становятся ценной нитью, связывающей нынешнее поколение с прошлым.

В чай соли, масла и муки

Проходя на второй этаж музея, обращаем внимание на стены из цельного круглого бревна. Здание построено старинным казачьим способом - «охряпку», то есть без единого гвоздя, на шкантах. По периметру стены украшены деревянными карнизами с образцами домовой резьбы.

Второй этаж наиболее привлекателен для детей и подростков, так как посвящен внутреннему убранству избы казака. Здесь рассказывают об уюте казачьей избы и о знаменитом казачьем чае:

«Приготовляется он так: в кипящую воду всыпают столовую ложку кирпичного чая, истолченного в порошок. Когда вода прокипит и примет цвет жидкого кофе, чай готов.

Венчиком из тонких веток золотарника снимают соринки и плеву на поверхности вскипевшего чайного настоя. После этого чай «сливают», то есть зачерпывают его ковшами, поднимают высоко и выливают обратно в горшок. Сколько раз нужно «слить» чай - искусство хозяйки. Затем кладут в чай соли, приправляют его маслом и густо вскипяченным молоком, а иногда мукою, поджаренною на масле. Эта приправа к чаю называется затураном. В печи у заботливой хозяйки безвыводно стоит горшок или чугунка с кипятком, из которого и заваривают чай по мере надобности. 

Привлекает к себе большая коллекция самоваров, железных утюгов без всяких проводов, тяжелых и неуклюжих. А большой сундук, которому около 150 лет, как магнитом притягивает взоры и ручонки маленьких посетителей, чтобы заглянуть в него и увидеть все ценное, скрытое под большим замком.

Путешествия кресел

Отдельный интерес в экспозиции вызывает плетеное кресло - тоже со своей легендой:

«Когда все у тех же Шохиревых родился сын Петр, глава семейства заказал изготовить два кресла. Сделали их из тальника. Каждое кресло состояло из 40-42 прутьев и стоило рубль.

Через 2 года, когда родился второй сын Иван, семьей были заказаны еще два кресла, уже из более тонких прутьев.

Одно кресло (из толстых прутьев 1900 г.) было отдано Петру в день его свадьбы в 1918 г. Позднее, уже при советской власти, после смерти Петра его жена Мария сожгла это кресло - нечем было топить печь.

Второе кресло (также из толстых прутьев) постоянно находилось у хозяйки семьи - Агафьи Ионовны. Оно досталось ее сыну Николаю.

Третье кресло (из тонких прутьев) находилось у сына Ивана. После его гибели на Великой Отечественной войне кресло осталось у его вдовы, Анфисы Гусевской. После смерти Анфисы, по завещанию, кресло перекочевало к родственникам в Комсомольск-на-Амуре.

Четвертое кресло (из тонких прутьев) получил еще один сын Шохиревых - Геннадий. После его смерти кресло увезла с собой его жена Екатерина Степановна в Комсомольск-на-Амуре».

Бой застал дед Стриженова

С большой светлой веранды музея открывается прекрасный вид на Черняево, долину Амура и знаменитый остров Виссимун. Именно здесь 10 августа 1929 г. произошел бой, вошедший в историю как Виссимунский.

До 1930 г. пограничники вели борьбу с укрывшимися на территории Маньчжурии остатками белогвардейских банд, которые совершали набеги на пограничные села. Активную помощь «красным» оказывали черняевцы, а также мирное китайское население, изрядно пострадавшее от «белых». За геройство и доблесть, проявленные в бою, ряд пограничников награжден орденами Красного Знамени.

Не обошлось без потерь. Смертью храбрых пали пять командиров отделений, все похоронены в братской могиле в центре села. В 2005 г. пограничной заставе «Черняево» присвоено почетное наименование «Пограничная застава им. героев Виссимунского боя».

Участником того исторического события был дед известного в России актера театра и кино, режиссера, сценариста, телеведущего Александра Стриженова - Александр Николаевич Стриженов (1899 - 1978). Копия письма Александра Николаевича о событиях того боя хранится в фондах музея.

Выражаем благодарность директору музея истории амурского казачества Инне Савиной за текст и фото

Справка

Увы, добраться до всей этой красоты очень сложно. Черняево - пограничная зона, поэтому надо оформить индивидуальный или коллективный пропуск на въезд. Подробности нужно узнать в Пограничном управлении ФСБ по Амурской области. Приехать можно на личном автотранспорте или спецавтобусе, заказанном через турагентство.

К сожалению, ж/д транспорт неудобен: поезд приходит на ст.Тыгда в том же Магдагачинском районе около 1.30 ночи. Автобуса в это время уже нет.

Также нет ни мест для ночевки, ни пунктов общепита. Но для организованных школьных групп иногда питание предоставляет средняя школа - по согласованию с директором.

- Кого-то все это отпугнет, а кто-то, напротив, может задаться целью, - отмечает Инна Савина. - Вот два эпизода на эту тему: в прошлом году к нам на экскурсию приезжала семья из Санкт-Петербурга. Специально, чтобы посмотреть наше село. Прибывшая петербурженка оказалась правнучкой станичного фельдшера, расстрелянного в 1938 г. Второй эпизод: один из прошлых амурских губернаторов когда-то сказал, что наше село неперспективное. А другой экс-губернатор просто влюбился в Черняево. И когда Лидия Ворон попросила построить какое-нибудь маленькое помещение для фондохранилища, он, не раздумывая, построил целый музей.


Источник: https://2x2.su/news/otdykh/muzey-istorii-amurskogo-kazachestva-puteshestvie-v-pogranichnuyu-zonu-foto.html

Поделитесь с друзьями:

система комментирования CACKLE
Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! - Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

  • Владимир Владимирович Путин

    «Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»

    Владимир Владимирович Путин
    президент Российской Федерации

  • Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    «Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям»

    Святейший патриарх Московский
    и всея Руси Кирилл

  • Сергей Семенович Собянин

    «Система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, способна укрепить русское национальное самосознание и содействовать направлению его в конструктивное русло»

    Сергей Семенович Собянин
    мэр города Москвы

  • Лев Николаевич Толстой

    «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть»

    Лев Николаевич Толстой

Подпишись на обновления

Подпишитесь на рассылку и получайте все новости о казачестве по электронной почте.
Введите Ваш E-mail:

Новости

Архив

Ссылки