За что сложили головы славные казаки?


За что сложили головы славные казаки?

21.07.2020

Жестоко, порой очень жестоко, но с точки зрения наказания за измену – справедливо 


Жестоко, порой очень жестоко, но с точки зрения наказания за измену – справедливо. Теперь же там установлен памятник героям: «Славным казакам, борцам за волю Украины» (именно так гласит надпись на табличке).

«ЯКО ИЗМЕННИКИ, КАЗНЕНЫ БУДУТ»

Напомним, о чем мы уже рассказывали не так давно достаточно подробно: во время Северной войны, в самый решительный момент, когда шведы нацелились идти через Смоленск в центр России, на Москву, малороссийский гетман Иван Мазепа перешел на сторону Карла XII. Перешел не один, не только со своими приближенными: с гетманом на сторону Швеции переметнулась часть реестровых казаков и полковых соединений Войска Запорожского.

Узнав о переходе казаков на сторону шведов вместе с гетманом, Петр I издал «Указ войсковой старшине, ушедшей с Мазепой к Шведам» от 1 ноября 1708 года: «А буде кто по сим нашим, великого государя, указом, забыв страх Божий и присягу свою к нам, великому государю, и целость отчизны своей от него, вора и изменника Мазепы, и от неприятеля нашего не отстанет и к нам, великому государю, не возвратитца во время месяца, то есть декабря по первое число 1708 г., тех объявляем изменников наших и отчизны вашей. И будут их чины и маетности и пожитки их отобраны и розданы верным за службы их. Також жены и дети их взяты и сосланы будут в ссылку. А кто из них пойманы будут, и те, яко изменники, казнены будут смертью без пощады».
Как известно, был совершен обряд проклятия Мазепы, сочиненный, как отмечает историк Николай Костомаров, вероятно, самим Петром I.

«Духовенство пропело над портретом Мазепы, украшенным орденом Андрея Первозванного, трижды анафему его имени. При совершении проклятия палач потащил портрет по улице веревкой и повесил на виселице. На другой день после того совершена была казнь над Чечелом и другими мазепинцами, взятыми в Батурине (столице гетмана. – Ред.). Духовенство распорядилось, чтобы по всей Малороссии на церковных дверях прибито было объявление, извещавшее, что Мазепа со всеми своими единомышленниками, приставшими ко врагам, отвержен от церкви и проклят», – писал Николай Костомаров в «Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».

Тем казакам, которые были готовы вернуться на русскую службу – они нарушили присягу, исполнив гетманских приказ без ведома о нарушении царской воли, – обещали прощение. И, действительно, как отмечает историк Сергей Иванюк, с середины декабря 1708 года из лагеря шведских войск начался отток малороссийского казачества из числа сторонников гетмана Мазепы.

«Предчувствуя крах авантюры, затеянной опальным гетманом, старшина и простые казаки возвращались к царю в поисках прощения… Побеги в русский лагерь были не только одиночными, но и целыми отрядами… Так, компанейский полковник Игнатий Галаган, находившийся среди «мазепинцев», выбрал удачный случай и с сотней своих казаков ушел в расположение русских войск. По пути они совершили налет на отряд королевских гвардейцев», – отмечает Сергей Иванюк.

ШВЕДЫ И САМИ БЫЛИ НЕ РАДЫ

Миргородский полковник Данило Апостол, тоже сначала ушедший с Мазепой к шведам, а потом раскаявшийся в содеянном, явился к Петру с предложением от Мазепы послужить царю. Апостол будто бы даже привез от Мазепы предложение доставить в русские руки «известную, главнейшую особу». Вероятно, речь шла о Карле XII.

«Неизвестно, точно ли посылал Мазепа такое предложение, быть может, Апостол и сам выдумал это. Вслед за Апостолом и Галаган явился с таким же словесным предложением», – отмечает Николай Костомаров.

Галаган был представлен лично Петру в Лебедине. Царь грозно спросил:

«Как, и ты с Мазепою изменил мне и убежал?».

«Я бы не бежал, – отвечал Галаган, – но виноват тем, что допустил Мазепу обмануть себя. Я по приказанию шел со своим полком, думая, что веду его против неприятеля, и уже в виду неприятельского войска узнал, куда меня ведут. Меня принудили присягнуть на верную службу шведскому королю, но присяга невольная, только на словах: как только неприятель перестал наблюдать над нами, так я и убежал служить своему государю! Твоя воля, прости и дозволь умереть на твоей службе».

«Прощаю, – молвил Петр, – смотри только, не сделай со мной такой шутки, как с Карлом».

«Малорусский народ решительно не поддержал замысел гетмана и не сочувствовал ему, – отмечает Николай Костомаров. – За Мазепой перешли к неприятелям только старшины, но и из тех многие бежали от него, лишь узнали, что надежда на шведского короля плоха и что Карл, если бы даже и хотел, не мог доставить Малороссии независимости…

Только запорожцы составляли исключение, они явились к Карлу в числе 3000 под начальством своего кошевого Кости Гордиенко и с первого же раза поразили шведов своим буйством и дикостью: когда в первый раз они были приглашены в палату Мазепы к обеду, то перепились до безобразия и начали тащить со стола посуду. Кто-то сказал им, что не годится так грабить. Запорожцы за это замечание тотчас же зарезали неловкого нравоучителя».

Так что шведы, по большому счету, и сами были не очень рады от перехода на их сторону такого воинства, каким обладал гетман Мазепа. Его партизанская вольница стала для них лишней головной болью. Тем более что всю зиму 1708 года и весну 1709 года русские войска вели партизанско-диверсионную войну против шведов, и те терпели неудачи. После ожесточенных боевых действий шведам удалось захватить только местечко Веприк и город Ромны, да и то они понесли большие потери.

«Мазепе было не совсем хорошо у шведского короля, – указывал Николай Костомаров, – малорусы вместо того, чтобы встречать шведов как избавителей от московской неволи, на каждом шагу сопротивлялись им, не только казаки, составлявшие военное сословие, но и посполитые люди собирались шайками, нападали на шведские отряды, ловили и представляли царю посланцев, ездивших по краю с возмутительными воззваниями и Карла XII, и Мазепы. Шведы говорили об этом Мазепе, начинали подозревать, что и сам гетман при случай уйдет от них попытается получить царское прощение».

НАРОДНАЯ МОЛВА О «ГЕТМАНСКОЙ МОГИЛЕ»

Часть казаков, что вернулась к Петру в срок и добровольно была помилована царем до разгрома армии Карла XII. К добровольно вернувшемуся казачеству карательные меры не применялись, а представители старшины даже получали обратно свои должности – так называемые «уряды».

Тех казаков, что вернулась к Петру после отведенного амнистией срока, царь помиловал, даровал им жизнь, но сослал в Сибирь. А вот казаков, преимущественно выходцев из старшинных родов, оставшихся верными гетману-изменнику Мазепе и после объявления амнистии, царские войска взяли в плен. По приказанию Петра, подвергли пыткам и допросам.

Происходило это в Лебедине на Слободской Украине, где какое-то время, с конца ноября по конец декабря 1708 года, находилась штаб-квартира Петра I. Здесь же квартировала и следственная комиссия, искавшая союзников Мазепы. Расправлялись с мазепинцами жестоко. В книге Александра Дзиковицкого «Этнокультурная история казаков» приводится свидетельство современника, который описывал страшные события:

«Их находили в домах и отдавали на страшные муки, колесовали, четвертовали, сажали на кол, и уже совсем игрушкой считалась казнь через повешение и отсечение головы».

Правда, историки с давних пор спорят о достоверности и масштабе тех событий (в частности, о числе казненных казаков). Уже не раз упомянутый здесь историк Николай Костомаров подтверждал, что суд и пытки с казнями в Лебедине, действительно, происходили, причем он опирался на документы из московского архива министерства юстиции и архива иностранных дел. А вот масштабы расправы неизвестны.

«К большому сожалению, – указывал Костомаров, – мы не имеем всех дел, производившихся в Лебедине; может быть, они где-нибудь и сохранились, но ожидают счастливца, которому суждено будет открыть этот клад».

Примерно в те же годы преосвященный Филарет в своем «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» сообщал, что в Лебедине, действительно, существует «особая могила гетманцев», «местами на этой насыпи оказываются провалины, и по временам, во время построек, выкапывались человеческие кости»…

А вот в художественной литературе «лебединские казни» получили яркое толкование. Достаточно лишь назвать роман «Иван Мазепа» эмигрантского украинского историка Ильи Борщака (Баршака) и французского историка Рене Мартеля, изданный в Париже в 1931 году. Баршак был основателем кафедры украиноведения в Национальной школе живых восточных языков в Париже и автором первого во Франции учебника украинского языка.

Память о лебединских казнях большей частью сохранилась в народной молве, передавалась из уст в уста. Говорили, что казненных казаков похоронили за пределами тогдашнего города. Но и этого мало: на месте погребения «изменников» и «предателей» запретили ставить кресты и повелели свозить туда дохлую скотину.

Позже казацкое место захоронения в народе нарекли «Гетманской могилой». За ней ухаживали местные жители, устраивали здесь панихиды, сажали цветы. До революции там были крест и ограда. В середине 1950-х годов захоронение было уничтожено при застройке.

«РЫЦАРИ НЕЗАВИСИМОСТИ»

Когда еще во время перестройки на самостийной Украине стали поднимать на щит гетмана Мазепу, вспомнили и об этом, казалось бы, давно уже забытом историческом эпизоде – казни казаков в Лебедине. И если Мазепа – национальный герой, то стало быть, и пострадавшие за него казаки – тоже герои, более того, мученики. Появилось даже и устойчивое число казаков, казненных в Лебедине, – девятьсот.

Еще в 1993 году в Лебедине был насыпан символический казацкий курган, на вершине которого установили деревянный крест. В 2009 году благодаря инициативе сумского историка Олега Корниенко, при поддержке Сумского слободского казацкого полка там был установлен каменный казацкий крест с надписью: «Мазепинцам – рыцарям независимости Украины».

Спустя четыре года казаки Сумского слободского полка во главе со своим атаманом, депутатом местного райсовета, предложили построить мемориал памяти казненных казаков. Как порой звучит – «зверски замученным по приказу Петра I более чем 900 казакам-мазепинцам». Власти поддержали идею.

В итоге в октябре 2013 года в сквере памяти жертв Голодомора торжественно, со всеми воинскими почестями, был открыт мемориал «Казацкая могила» – с пятиметровым курганом и часовней с образом Божьей Матери. Вот так вот радикально различаются оценки исторических событий. Сегодня подобное явление принято называть «войнами исторической памяти».

Сергей ЕВГЕНЬЕВ
Специально для «Вестей»


Источник: http://vesty.spb.ru/za-cto-slozili-golovy-slavnye-kazaki-udivitelno-kak-poroi-povoracivaetsya-prosto-perevoracivaetsya-s-nog-na-golovu-istoriya-te-kto-vsegda-scitalsya-predatelyami-vdrug-dlya-drugix-stanovyatsya-geroyami/

Поделитесь с друзьями:

система комментирования CACKLE
Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! - Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

  • Владимир Владимирович Путин

    «Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»

    Владимир Владимирович Путин
    президент Российской Федерации

  • Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    «Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям»

    Святейший патриарх Московский
    и всея Руси Кирилл

  • Сергей Семенович Собянин

    «Система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, способна укрепить русское национальное самосознание и содействовать направлению его в конструктивное русло»

    Сергей Семенович Собянин
    мэр города Москвы

  • Лев Николаевич Толстой

    «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть»

    Лев Николаевич Толстой

Подпишись на обновления

Подпишитесь на рассылку и получайте все новости о казачестве по электронной почте.
Введите Ваш E-mail:

Новости

Архив

Ссылки