«Казак должен жить на земле»


«Казак должен жить на земле»

09.12.2020

Войсковой старшина Василий Полухин – о семейных традициях, современном казачестве и неизменных ценностях 


Атамана хуторского казачьего общества «Офицерская казачья сотня» Кубанского казачьего войска Василия Полухина мне рекомендовали как человека, который как никто другой живет по казачьим традициям. Его часто вспоминают, когда нужно показать эталон современного кубанского казака. 
С кем, как не с таким человеком стоило говорить о современном казачестве, его мировоззрении, взглядах на современные тенденции, обычаи и культуру.

Правила, ставшие образом жизни

– Василий Алексеевич, расскажите вкратце, почему вы считаете себя казаком?

– Моему казачьему роду более 320 лет. В нашей семье сохранились родовые книги, от предков достались казачьи атрибуты: шашки, кинжалы, казачьи пояса и другие вещи. По линии отца мой род идет с Хопра (крупнейший левый приток Дона. – Прим. «КИ»), по линии матери – с Луганщины. На Кубань приехал мой прадед. В Гражданскую войну в нашей семье брат брата рубил. Кто-то вынужден был эмигрировать в Болгарию, кто-то, из тех, что поддержали красных, остался здесь. Отец и его братья участвовали в Великой Отечественной войне. Трое из них погибли, трое вернулись. Я родился в станице Михайловской Курганинского района Краснодарского края. Мои предки представляли линейное казачество. В нашей семье всегда передавались и сохранялись казачьи традиции. Конечно, в советское время наше происхождение приходилось скрывать. Но я всегда осознавал, что я казак. 

– Когда вы смогли открыто афишировать свое происхождение?

– В 1989 году я встретил на улице Краснодара казака в черкеске. У меня тогда аж дух перехватило! Мы разговаривали с ним час. Я ему рассказал  о своих казачьих корнях, он – о своих. Так я узнал про Кубанский казачий клуб – предвестник Кубанской казачьей рады. Стал его посещать. В 1991 году при краснодарском Доме офицеров была создана «Офицерская казачья сотня». Из городского клуба туда вошло 20 офицеров-казаков. Сначала я входил в ее правление, а с 1994-го возглавил как атаман. Сейчас из  казаков туда входят действующие военнослужащие и офицеры запаса, начальники штабов, руководители подразделений. Атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда состоит в нашей сотне.

– Что для вас означает жить по казачьим традициям? 

– Например, своих родителей я всегда называл на «вы». Если в комнату входил старший, я вставал. Никогда не ругался матом. Естественно, что в нашей семье все были верующими. Я тоже православный. В нашей казачьей семье был наказ: «Не вступать ни в какую партию». Еще мой дед мне говаривал: «Вступишь в партию, я в могиле буду переворачиваться. Партии приходят и уходят, а казачество вечно. Вот твоя партия». 

– В этих же традициях воспитываете своих детей?

– Да, мой сын не пьет и не курит. Для меня неприемлемо, чтобы мужчины в нашей семье не служили в армии. Так, женщины предлагали, чтобы внук служил рядом с домом. На что я ответил: «Казаки должны быть на границе». В итоге внук служил в Гудауте (Республика Абхазия. – Прим. «КИ»). 

Книжка, шашка и арапник

– Есть ли у казаков свои особенные  праздники? 

Кубанские казаки традиционно празднуют два праздника – день принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов (26 апреля. – Прим. «КИ») и Покрова (Покров день, празднуется 14 октября. – Прим. «КИ»). Помимо этого, мы отмечаем все другие православные торжественные дни. Казаки стараются придерживаться всех постов. Я держу Великий, Рождественский и Петровский пост. Для нас вера – основа. Каждое утро у меня начинается с молитвы, за стол мы также садимся с семьей только после того, как помолились. Я так воспитан. Крещение, венчание, соборование, отпевание – для казаков это обязательно.

– Чем вы занимаетесь на службе в казачестве?

– С 1998 года я был атаманом Центрального районного казачьего общества Краснодара. Также являлся заместителем главы Центрального округа Краснодара на общественных началах. С самого начала возрождения казачества мы начали заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи. Стояли у истоков казачьих классов. Первый из них мы создали в краснодарской школе
№3. 

– Легко ли было убедить  родителей будущих первоклашек пойти в казачьи классы?

– Непросто. Часа два рассказывали, убеждали, почему лучше определить своих детей именно в казачьи классы. Отвечали на вопросы. Мы объяснили, чему  будем учить детей: уважать своих родителей, не ругаться матом, вести здоровый образ жизни. Также мы будем рассказывать им про казачью культуру и православие. Потихоньку дело у нас пошло. Сначала мы создали в классе казачий уголок, потом оборудовали весь кабинет. Мальчики играли в военно-спортивные игры, девочки рукодельничали. Мы проводили с детворой «уроки мужества». Эта работа занимала много времени. Все это делалось на общественных началах. В конечном итоге власти увидели положительный результат нашей деятельности, обратили внимание, что молодые казачата стали менее агрессивны. 

– Чем вы еще занимаетесь с казачатами?

– В нашем хуторском казачьем обществе есть клуб по фланкировке. В нем мы работаем с шашками, кинжалами, арапником. Два дня в неделю оттачиваем свое мастерство в этом деле. С нами, взрослыми казаками, тренируются и малыши. Еще у нас есть поисковый клуб. Выезжаем в горы, занимаемся раскопками. Находки, которые были нами обнаружены, позволили даже организовать небольшой музей. Также мы проводим конкурс детского рисунка. Недавно писали казачий диктант на знание балачки. Потихоньку приобщаем детей к ратному делу. 

Не за деньги, а за идею

– А какие традиции есть у вашего казачьего полка? 

– Мы каждый год выезжаем на полигон в Молькино на стрельбы. Берем туда и подрастающее поколение. Мой внук уже в 7 лет с закрытыми глазами разбирал и собирал автомат Калашникова, стрелял из пулемета. Тем, чем занимались наши деды, продолжаем заниматься мы. В школе №10 регулярно проводим соревнования по казачьей верховой борьбе. Там хлопчики стреляют, сидя верхом на коне, и папахи срывают друг с друга, арапником сбивают бутылки. У нас есть традиционная казачья забава: соревноваться стоя на бревне, кто снесет друг друга мешком, набитым тряпками. Ежегодно проводим соревнования для детей: гонки на картингах. Обучаем их верховой езде. 

– Неужели молодежи это интересно? Сейчас часто можно услышать, что подрастающее поколение увлекается лишь гаджетами и социальными сетями.

– Молодежь, конечно, отвлекает все наносное, суетное. Например, интернет. Молодые люди все время сидят в телефоне. Но я заметил, что дети к нам тянутся. Не сидят без дела и наши жены, сестры и дочки: они готовят борщ, уху, вареники. Мы живем бытом казаков. В нашей офицерской сотне 140 казаков.
Все они не за деньги пришли, а за идею. 

Сословие или этнос?

– Постоянно в обществе спорят: казаки – это сословие или этнос? А вы как считаете?

– Мы говорим, что мы народ. Это определяется нашей особенной культурой, традициями, компактным проживанием. Может быть, мы субэтнос, то есть народ в народе. Мы приходим в загс и пишем в свидетельстве о рождении наших детей «казак» или «казачка». Мои дети так же записали моих внуков. Иной раз это право нам приходилось отстаивать через суд. Но сейчас у нас на руках уже есть 800 свидетельств с такой записью. Мы будем отстаивать нашу национальность. И в загсе уже спокойно записывают нас казаками.

– Значит, русским вы себя не считаете?

– Я считаю себя казаком. 

– Вам не кажется, что выделяя казачество в отдельную народность, вы закладываете мину для сепаратистских настроений на Кубани?

– Нет, не кажется. Да, мы, казаки, осознаем, что идет стравливание наших народов извне. Через разного рода иностранные некоммерческие организации. Если таковых не будет, и никакой вражды не будет. А казаки – патриоты России. Вспомните Льва Толстого, который писал: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Казачество всегда и везде будет стоять на защите Отечества.

Не будешь делиться – подавишься

– Чего не приемлет современный казак?

–  Несправедливости. Я всегда заступлюсь за женщину, за слабого. И при этом совсем неважно, за что их обижают. Я так воспитан. Так я учу поступать своих детей. Казаки всегда будут против гонителей православной веры. Я убежден, что в этой жизни надо помогать другим и делом, и словом. Десятину от своего заработка я отдаю в храм, десятину – на казачество, порой больше. Дед мне говорил: «Не будешь делиться – подавишься». Не приемлю я, когда поднимают национальный вопрос. Мы на Кубани живем в едином многонациональном доме, мы друг друга поддерживаем. Если я узнаю, что мои казаки начнут сеять межнациональную рознь, начнут привлекать к этому молодежь, я этого не потерплю. Казаки готовы только защищать. И только в рамках закона России.

– Но история казачества знала и другие примеры, когда казаки выступали против России.

– Я как казак люблю свою нацию, славянский народ. Мы должны жить нашими законами, нашей культурой. Ее мы должны сохранить. Как дерево, мы сильны корнями. Да, нам пытаются подрезать корни. Но мы должны помнить наши основы. Если мы их забудем, тогда погибнем.

– Вы считаете себя городским жителем?

– Как сказать. У меня есть в Краснодаре квартира, но я не могу в ней находиться. Ощущаю, будто живу в общежитии. Мне нужно всегда пребывать на земле. Поэтому я построил себе и сыну в городе дом. Сейчас внукам строю. У меня есть хозяйство: своя пасека, сад, теплица. Казак должен жить на земле. Обязательно – подворье. Чтобы жить независимо, иметь возможность обеспечить себя продуктами. Мы должны жить общинно: деды, отцы, матери, невестки, дочери, дети – все вместе. 

– Как вы относитесь к тому, что наш город растет огромными темпами и к нам приезжают из разных регионов России? 

– Понимаете, когда Екатеринодар превратился в полноценный город, казаки выехали из него. Им нужна была земля, чтобы на ней можно было работать. Поэтому они селились и продолжали жить преимущественно в станицах. На каждого казака мужского рода давали 50 десятин земли. А где ее взять в городе?
А то, что современный Краснодар расширяется, так это мировая тенденция. Если сюда приезжают с добрыми намерениями, я только за. Мы, казаки, понимаем, что мир меняется, и мы должны это учитывать.

– Но подлинный дух казачества – в станицах, а не в городе?

– Если честно, да.

– Не связано ли это с тем, что в городах казачество не получает той поддержки, что в станицах?

– Существует стереотип, что казаки – это пьяницы, бандиты, что они могут только нагайкой наводить порядок. Это не так. Я, например, горжусь своей казачьей формой. В ней я по-другому себя чувствую. Мечтаю о том, чтобы  люди, видя казака в форме, были уверены: это идет защитник, он всегда выручит и поможет.

– Какова главная цель современного казачества?

– Наша главная цель – духовное, культурное возрождение самобытного народа, корни которого тесно переплелись с судьбами славян и некоторых народов Северного Кавказа. Казачество всегда играло особую роль в истории России, беззаветно защищая ее рубежи, при этом активно осваивая культуру, традиции и обычаи соседних народов. Задолго до 1917 года казачество имело не только культурную, но и экономическую, военную и административную самостоятельность в рамках одного неделимого государства Российского.

– Чем еще должны заниматься современные казаки?

– Идти в законодательную и исполнительную власть того же города, работать над тем, чтобы у нас стало уютней, безопасней. Чтобы в Краснодаре ребенок мог гулять и ничего не бояться. 

Прямая речь

Евгений Нечесов, заместитель начальника отдела по делам казачества управления по делам казачества и военнослужащих администрации Краснодара:

– Нужен ли Краснодару казачий имидж? Город основан казаками, что закреплено даже в ст. 1-й Устава Краснодара. Да и сегодня наш город воспринимается всеми как столица казачьего края. В казачестве проявляется колорит и индивидуальность нашего города. Казаки – это, безусловно, визитная карточка Краснодара. И на наш взгляд, весь потенциал успешного и органичного развития города состоит в опоре на исторические и культурные традиции кубанских казаков.  


Источник: https://ki-news.ru/2020/12/08/kazak-dolzhen-zhit-na-zemle-vojskovoj-starshina-vasilij-poluhin-o-semejnyh-tradicziyah-sovremennom-kazachestve-i-neizmennyh-czennostyah/

Поделитесь с друзьями:

система комментирования CACKLE
Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! - Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

  • Владимир Владимирович Путин

    «Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»

    Владимир Владимирович Путин
    президент Российской Федерации

  • Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    «Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям»

    Святейший патриарх Московский
    и всея Руси Кирилл

  • Сергей Семенович Собянин

    «Система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, способна укрепить русское национальное самосознание и содействовать направлению его в конструктивное русло»

    Сергей Семенович Собянин
    мэр города Москвы

  • Лев Николаевич Толстой

    «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть»

    Лев Николаевич Толстой

Подпишись на обновления

Подпишитесь на рассылку и получайте все новости о казачестве по электронной почте.
Введите Ваш E-mail:

Новости

Архив

Ссылки