Последний казак Калтая


Последний казак Калтая

10.01.2021

Старожилу Калтая Виктору Карташову 75 лет 


Старожилу Калтая Виктору Карташову 75 лет. Он местная знаменитость. Поет, играет на гитаре, аккордеоне, синтезаторе, балалайке, гармони, валторне. Участвовал в свадьбах, проводимых по старинным обрядам... Хотя однажды чуть было не променял свой Калтай на Москву.

В Калтае Виктор вместе с женой Людмилой живет в одноэтажном деревянном доме 1906 года постройки. Достался от бабушки — раньше здесь был постоялый двор. Московско-Сибирский тракт, по которому гнали обозы, проходил как раз через Калтай. В селе до революции была всего одна улица. По телефону Виктор Карташов про дом отзывался с любовью: «Там березка стоит, и он красивый такой».

На месте одноэтажного раньше стоял двухэтажный дом. Первый этаж был нежилым — под лошадей, кур. На втором этаже могли переночевать проезжающие по тракту.

«За сутки проезжающие платили 10 копеек», — рассказывает Виктор Карташов.

— Даже после войны, в 50-х годах, я застал, что старики по старой привычке — тогда еще не было автобусов — на лошадях заезжали сюда. Хотя дом уже постоялым двором не был. Заедут поговорить: как там, что. Они знали еще моих родителей.

Виктор Карташов — потомок донских казаков. Его прапрадеда Прокопия Карташова сослали в Сибирь в конце XVIII века из-за Есауловского бунта — казаки были недовольны указом Екатерины II о принудительном переселении на Кубань. К приезду прапрадеда основным населением здесь были татары. По словам Виктора Карташова, приехавший вместе с прапрадедом казак утонул в протоке в ходе перепалки с ними — с коренным населением у казаков часто были конфликты. В честь утонувшего протока получила имя — Панькова.

Когда мы зашли к Виктору в дом, он предложил сесть на скамейку. Позже объяснил, что в этот жест заложен определенный смысл.

— Когда приходил гость, а мне некогда, допустим, надо ехать по дрова, по сено, я не могу обидеть человека — предложу ему сесть на стул, и пришедший уже будет знать, что его здесь не ждут, что хозяин торопится или просто не хочет общаться с человеком. Гость сядет, посидит, а потом: «Вы уж извините, пойду, у меня дела там…». Если человека посадили на скамейку — его ждали, он нужен.

— Я сидел на коленях у людей, рожденных еще в XIX веке. Это были люди совсем другие. Я сидел на коленях у матроса с броненосца Потемкина, на котором произошел мятеж в 1905 году. Он на корабле после этого полмира объездил, представьте, какой был человек… А потом, когда мне уже было 18 лет, я выпивал с ним, он еще живой был. Был у нас еще такой Константин Александрович. Он говорил: «Витька! Я ж Георгий! У меня два Георгиевских креста». Костя воевал в германскую войну.

Больше всего Виктору в память врезался рассказ про односельчанина Лазаря, который своей силой испугал борца из томского цирка.

— Один из борцов проезжал по окрестным деревням и выискивал мужиков покрепче, боролся с ними. Приехал в Калтай и говорит: «Давайте мужики - кто поздоровее есть? Маленько повозимся тут». Казаки видят, что борец сильный, подумали, посмотрели. Говорят: «Лазарь, иди-ка ты!». А у нас был такой казачок молодой, он погиб во время отечественной войны, мой дальний родственник. Лазарь обладал необыкновенной силой. Борец спросил, что он может сделать. Лазарь: «Видел, вы гнете гвозди через палец, ну давайте я попробую». Борец дает этот гвоздь Лазарю. А тот взял и обогнул раза три вокруг пальца. Тогда борец присмотрелся: «Не, мы с тобой бороться не будем».

В 14 лет Виктор Карташов вынужден был из Калтая уехать — в селе школа была только до седьмого класса. В Томске он поступил в горно-промышленное училище, а затем подал документы в Омский индустриально-педагогический колледж.

Во время обучения его пригласили играть в омский ансамбль «Русичи», коллектив с уклоном в народную музыку. В «Русичах» Виктор был гитаристом, вместе с другими участниками ездил по деревням собирать старинные песни. Коллектив в Омске был популярным: на жизнь музыканты зарабатывали, играя на свадьбах и танцевальных вечерах.

— Мы с товарищем приехали в деревню, которая находилась в Называевском районе Омской области, — вспоминает Виктор случай из жизни коллектива. — Название, к сожалению, уже не скажу. До деревни — только на лошадях, оторванная от цивилизации. Мы идем по деревне и видим: три бабушки с коромыслами. Поздоровались, стали интересоваться историей. Бабушки такие: «Ой, смотрите, какие молодые люди и все спрашивают». А потом друг неожиданно с вопросом: «А вы что за водой пошли?». Эта же бабушка, которая хвалила нас, снимает ведра: «Вот я тебе сейчас коромыслом как дам!». Мой друг ничего не понимает. Уже потом я ему объяснил, что нельзя говорить «за водой», нужно говорить «по воду». Если ты пошел за водой, ты можешь назад не вернуться – ты же пошел «за» нее.

В 1972 году «Русичи» получили всесоюзную славу, став лауреатом конкурса «Алло, мы ищем таланты». На всесоюзный конкурс Виктор так и не попал, участвовал только в региональном отборе. Вместе с «Русичами» он выступал до 1972 года.

— Меня пригласили работать на профессиональной основе в «Русичи». Но я знал, что из себя представляет жизнь музыканта с гастролями, а у меня на тот момент уже была семья. Я понял, что это для меня неприемлемо. Нужно постоянно ездить, это совсем другая жизнь.

В Омске Виктор женился на девушке из старообрядческой деревни Надежинка, Людмиле: «Я жил среди казачьей культуры, а она жила среди старообрядцев. Потом подросла и уехала в Омск. Потому что там в этой глуши старики только жили, а нужно было учиться. Здесь я с ней и познакомился».

Благодаря «Русичам» Виктор Карташов понял, что хочет связать свою жизнь с музыкой и вернулся в Томск – обучался в Культурно-просветительном училище. Сейчас Виктор умеет играть на гитаре, аккордеоне, синтезаторе, балалайке, гармони, валторне. После обучения Виктор уехал обратно в Омск, пригласили работать в курортном управлении.

— В Омске есть такая курортная зона на Иртыше, там еще реликтовый бор. В этом реликтовом бору находятся все санатории, курорты. Проработал там я шесть лет. А в 1979 году меня пригласили работать в Москву на Истринское водохранилище, обслуживать министерство, там стояли курорты для правительства.

— Пели а капелла, без музыки. Гармонь только мешает. Современная музыка имеет ритм, и из него вылезти невозможно. Фольклорная музыка, она этого не знает, не терпит. Она выливается из других законов. Музыкой руководит не ум, а сердце, душа. Она трактуется изнутри. Если человеку на работе тяжело, он не будет ее петь так, как во время гулянки. Виктор решил переехать в Москву, но перед этим поехал в родное село попрощаться с родителями. И... остался. — Я два дня в Калтае пожил, билет уже до Москвы взял. Надо было ехать назад, и я утречком пошел в магазин. По пути мне встретилась моя первая учительница, старенькая уже, ей за 80 было. Она сначала подумала, что я отпуске, а потом я сказал, что попрощаться приехал. Когда учительница узнала, что поеду в Москву, сказала слова, которое врезались в сердце: «Витя, ты здесь родился, здесь учился, у нас в школе нет музыканта, в садике нет музыканта, в доме культуры музыканта нет, а ты едешь в такую даль». Вечером я сел на поезд, приехал в Омск и говорю жене: «Знаешь, поедем в деревню жить».

В Калтае Виктор работал директором дома культуры, параллельно обучал детей музыке и ездил с выступлениями по деревням. Тогда ему было уже 45 лет.

Сейчас к Виктору Карташову часто приезжают этнографы и фольклористы — им он напевает старинные песни под запись, рассказывает про обычаи. Фольклорно-этнографический ансамбль «Пересек» в 2000-х обращался к Виктору, чтобы узнать про свадебные традиции. В итоге Виктор Карташов даже провел пять свадеб на старый лад.

— В «Пересеке» были молодые люди, они находили себе таких же девушек, которые увлекались фольклором. Им хотелось сделать так, чтобы все было, как в старые времена. Но люди все-таки были современными, совершенно с другим миропониманием, поэтому свадьбу они воспринимали по-другому. Но рукобитие, сватовство — это все было…

По словам Виктора, раньше свадьба была как большая и интересная симфония, три четверти которой составляла импровизация. Начиналась любая свадьба с рукобития.

— Осенью или летом засылали сватов. Если все были согласны, начиналась определенная игра — никто не хотел отдать свою дочь сразу, она же не просто какая-то… Длилось это долго — я когда проводил одну свадьбу, часа на три затянулось. Когда все дела были утрясены — приступали непосредственно к рукобитию. Стол, икона, зажигается свеча. С двух сторон отцы и тут же матери. Они через стол под икону подают друг другу руки и говорят, что назад возвращаться не будут.

По словам Виктора Карташова, рукобитие на свадьбах частенько заканчивалось гулянкой. Жених с мешком сидел в санях и ждал, когда его пригласят в дом — выкладывал выпивку, закуску.

— Если молодые друг другу с первого взгляда сильно понравились, а родители не хотят — могли сделать «самокрутку». Платили хорошие деньги священнику — он их тайно обручал, и молодые уезжали. Они не получали благословения и после не возвращались в село.

К свадьбе жених готовил «поезд», куда входили близкие люди и обязательно атаман села или воевода. Был в поезде и специальный «зыркач», который отвечал за безопасность. Если семья была богатая – в поезд входило 10-15 человек. В Калтае, по словам Виктора Карташова, поезда были меньше – человек по пять, семь.

В день свадьбы поезд приезжал с утра в дом невесты. Там гости сидели несколько часов, а потом ехали в церковь на венчание. После церкви — в дом жениха. Родители жениха встречали молодых с иконой в руках.

Свадьбы гуляли по два-три дня. Если семья была богатая — могло затянуться на неделю. Виктор Карташов еще в молодости спрашивал у стариков, когда выпивал с ними: «Как же так три дня гулять? С ума ведь сойти можно. Раз хорошо выпьешь – на второй уже нечего не лезет». Старики: «Ты-то современный, у нас было все по-другому».

— Утром приходят — делается малый стол: квас, уха, морс, чай с травами, никакой еды. До обеда пьют уху, говорят, расходится кровь, а после обеда ставится снова большой стол, уже с выпивкой. Если богатая семья у жениха – пили первый день водку «Смирновскую». Ее "женили" – разводили с морсом. Крепкие напитки наши предки мало пили, чтобы не пьянеть.

Танцевать на свадьбах и на других праздниках выходили в круг.

Еще до революции в Калтае была церковь Иннокентия Иркутского 1865 года постройки. Святитель Иннокентий Иркутский — покровитель казачества. Сейчас храм в селе восстанавливают. Документы для строительства храма собирал Виктор Карташов с односельчанкой.

— Я готовил документы для постройки храма. Мы вдвоем с женщиной начинали — царство ей небесное. У меня занимались дети: изучали историю наших сибирских деревень. Как-то подошли спросили – знаете ли вы историю села, что здесь была когда-то церковь. Я начал рассказывать. Потом стали односельчане и люди из других деревень приходить, мол, надо ее восстановить.

Сейчас из-за коронавируса Виктор Карташов сидит дома, нигде не выступает, говорит об этом с сожалением. У него есть два коллектива — в доме культуры в Кафтанчиково и в Кандинке. Сын Виктора возглавляет дом культуры в Калтае.

Я вам уже говорил, что я вырос среди людей, которые совершенно другие. Но никогда я, когда общаюсь, не стараюсь развернуть кого-то в прошлое. Время не повернешь. Но я живу по понятиям другим.

 


Источник: https://tv2.today/Istorii/Posledniy-kazak-kaltaya

Поделитесь с друзьями:

система комментирования CACKLE
Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! - Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

  • Владимир Владимирович Путин

    «Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»

    Владимир Владимирович Путин
    президент Российской Федерации

  • Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    «Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям»

    Святейший патриарх Московский
    и всея Руси Кирилл

  • Сергей Семенович Собянин

    «Система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, способна укрепить русское национальное самосознание и содействовать направлению его в конструктивное русло»

    Сергей Семенович Собянин
    мэр города Москвы

  • Лев Николаевич Толстой

    «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть»

    Лев Николаевич Толстой

Подпишись на обновления

Подпишитесь на рассылку и получайте все новости о казачестве по электронной почте.
Введите Ваш E-mail:

Новости

Архив

Ссылки