Памятник казачьего быта


Памятник казачьего быта

12.03.2022

В Аксайском военно-историческом музее бережно хранят традиции донского казачества 


В Аксайском военно-историческом музее бережно хранят традиции донского казачества. Издавна для каждого человека олицетворением его малой родины, крепости являлся его дом, а его внутреннее убранство, архитектура, были неким отображением традиций, атмосферы семьи. «Почтовая станция» в городе Аксае является достойным примером, сохранившим в себе все традиции донского казачества.

Первые казачьи жилища были построены из глины и камыша и больше напоминали землянки. Это были временные жилища в приграничной зоне. Турки во время набегов дотла сжигали такие городки, но казаки говорили:

«Скорее вы устанете жечь, чем мы строить».

Но после того, как граница далеко отодвинулась от станицы Аксайской, дома стали строить из дерева. Деревянный курень, набитый массой из глины и соломы, изнутри был очень теплым зимой и не прогревался в летнюю жару, этому способствовали ставни на маленьких окнах (стекло в то время стоило очень дорого) и соломенные или камышовые крыши. Дорого стоили деревянные дома, ведь своего леса на Нижнем Дону не было, а его привозили с Верхнего Дона. Бизнес по торговле лесом был самым прибыльным в XVIII – XIX веках. А в станице Аксайской жителям очень повезло. После неудачной для России Крымской войны 1855 – 1856 годов осталось огромное количество леса для строительства кораблей Азовской флотилии, да и самих кораблей, они и стали строительным материалом жителям станицы. Построенные из корабельного леса дома сохранились и до наших дней. В жаркий период немало деревянных куреней сгорели во время пожаров, проносившихся по населенным пунктам. Эти дома сгорали дотла.

Курени донских казаков имели характерные архитектурно-планировочные особенности. На примере куреня на «Почтовой станции» посетители могут в этом убедиться. Жилище представляет из себя квадратный дом на высоком каменном «подклете», который включал в свой объем идущий по двум или трем внешним сторонам стен узкий помост – «балясник», что использовался как обход для закрывания ставен, а также как место для отдыха. Именно он придавал куреню неповторимый вид. Фундамент казачьего куреня состоял из камня, а сами стены – из деревянных наборных пластин или из деревянного бруса, покрашенных в ярко-синий цвет. Неотъемлемой частью сооружения являлось небольшое крыльцо с двускатной крышей. Что касается окон – они закрывались двустворчатыми ставнями. Крышу делали шатровой четырехскатной и крыли камышом (тростником) или «чаканом» (рогозом). Внутри смежные комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь.

Пройдя по крыльцу внутрь куреня, первым делом посетитель попадает в горницу («зала»), которая отгорожена от входной двери сенями (прихожей). Гости могут заметить идеальный порядок в горнице, потому как казачки всегда приводили залу в порядок перед приемом гостей. К тому же именно здесь, в этой комнате, собирались как по важным вопросам, так и просто поговорить за чашкой чая. В горнице расположен «красный угол», в котором висят различные иконы. Гости могут обратить внимание и на мебель, которая идеально украшала внутренний вид куреня. В донской станице она считалась самой лучшей. Здесь же, в горнице, расположен посудный шкаф, в котором хранились тарелки, столовые приборы, супницы, которыми пользовались во время проведения праздников и на приеме почетных гостей. Именно по посуде оценивали благосостояние донской казачьей семьи. В центре горницы стоял застеленный скатертью стол со стульями вокруг него. Однако первое, что может заметить любой гость, зайдя в горницу, это самовар. Он был одним из важнейших атрибутов для чаепития и принятия гостей. Стены горницы украшали различные гравюры с изображением битв, сражений, настенные часы, портреты императоров и членов его семьи, а также семейные фотографии, каждая из которых была установлена в рамку. Не обходилась горница без буфета и комода, которые казачки украшали геранями, китайскими розами, малочаем и фикусами.

Многим известно, что донской казак большую часть зрелой жизни уделял военной службе. У казачки тем временем тоже было немало хлопот. В отсутствие мужа, казачка становилась главой семьи. Казачки были отменными хозяйками. Они могли самостоятельно принимать ответственные решения, касающиеся житейский дел, которые требовали от нее разумности и смелости. Нередко казачка выполняла и мужскую долю работы: пахала землю, сеяла хлеб и убирала урожай. Казачке были чужды забитость и покорность, но присущи гордость, независимость и властность.

Вне службы всеми хозяйственными делами занимался казак: на его попечении были все земледельческие работы, уход за домашним скотом. Также он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих кругах (станичных сходах).

Семейные отношения казаков регулировались не столько законом, сколько неписанными нормами обычного права. Казачьи семьи были большими не только из-за детей. В семье также жили и родители мужа, которые играли важнейшую роль наставников, к ним часто обращались за помощью, советом.

Из горницы можно пройти в две спальные комнаты – родительские и две – для разнополых детей. Спальню хозяев дома на Дону называли «долгушкой». Здесь стояла кровать с горой перин, а рядом висела люлька для младенца. В ней ребенок находился до четырех – шести месяцев, а затем ее заменяла качающаяся детская кроватка. Ребенок рос в атмосфере любви и добра. По мере взросления его окружали разные игрушки: глиняные свистульки, куклы, деревянный конь-качалка, которые казаки и казачки делали своими руками. Эти игрушки сохранились на «Почтовой станции».

Юной казачке прививали трудолюбие, терпение и хозяйственность. Особый мир девушки- казачки – это ее комната – «девичья». Комната казачки – олицетворение ее занятий.

Казачек приучали работать с раннего детства. Они выполняли работу по дому, в поле, нянчили младших братьев и сестер. Отдыхали девочки в станицах, с удовольствием пели и плясали. Юной казачке внушали, что счастье – в крепкой семье и достатке. Голос молодой казачки иногда учитывался при выборе жениха – если ее родители были не против выбранной кандидатуры. Но обычно родители «сговаривались» о женитьбе детей без учета их мнения. Часто это заканчивалось плачевно для молодой семьи и не приносило ей счастья (подобный случай описан в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»).

После сельскохозяйственного труда вечером вся казачья семья собиралась дома за работой: женщины пряли шерсть, дочь «на выдане» готовила себе приданое. В одной из комнат можно заметить, что спальня молодой девушки выглядела опрятно и ухоженно. Неподалеку у окна стояла и прялка, а рядом с кроватью, украшенной множеством подушек, стоит сундук, где молодая казачка хранила различные вещи: от тканей до одежды. По искусно сделанной вышивке, сплетенному кружеву судили о том, какая хозяйка входит в дом. Сундуки с приданым передавались по наследству от матери к дочери, из поколения в поколение.

При любом количестве комнат в доме одна выделялась для кухни. Часто кухни устраивали в отдельном здании во дворе. В кухне была печь для приготовления пищи, полки с посудой и прочей домашней утварью. По внешнему виду печи судили о хозяйке. Поэтому печь периодически вымазывали (оштукатуривали) глиной и белили. Для приготовления, хранения и подачи пищи к столу употреблялась различная посуда: деревянная, керамическая, стеклянная, медная. В казачьих семьях пользовались старинной трофейной посудой, привезенной еще дедами из далеких походов. Медную посуду начищали до блеска кислыми помидорами, золой и песком. В быту ценились практические свойства керамической посуды, прежде всего – способность сохранять свежесть молока, воды. В донских станицах было развито мелкотоварное производство керамики и изделий из меди. Широкое распространение получили плетеные бытовые изделия из лозы, ивы и камыша. Их основные преимущества – маленький вес при большом объеме и дешевизна.

Многие предметы домашнего обихода казаки делали своими руками на дому. Женщины-казачки занимались рукоделием: шили одежду, вышивали и вязали салфетки, набивали подушки и перины. От этого их девичья комната и выглядела красивой.

Экспозиции «Почтовой станции» дают возможность каждому посетителю окунуться в атмосферу домашнего быта казаков.


Источник: https://pobeda-aksay.ru/2022/03/11/pamyatnik-kazachego-byta/

Поделитесь с друзьями:

система комментирования CACKLE
Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! - Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

  • Владимир Владимирович Путин

    «Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»

    Владимир Владимирович Путин
    президент Российской Федерации

  • Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    «Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям»

    Святейший патриарх Московский
    и всея Руси Кирилл

  • Сергей Семенович Собянин

    «Система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, способна укрепить русское национальное самосознание и содействовать направлению его в конструктивное русло»

    Сергей Семенович Собянин
    мэр города Москвы

  • Лев Николаевич Толстой

    «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть»

    Лев Николаевич Толстой

Подпишись на обновления

Подпишитесь на рассылку и получайте все новости о казачестве по электронной почте.
Введите Ваш E-mail:

Новости

Архив

Ссылки