Как упрочить взаимодействие казачества и православного духовенства


Как упрочить взаимодействие казачества и православного духовенства

01.12.2022

На отчетном Сборе Геленджикского РКО духовник местного казачества протоиерей Михаил Смирнов высказал ряд дельных предложений, которые помогут упрочить взаимодействие казачества и православного духовенства 


На отчетном Сборе Геленджикского РКО духовник местного казачества протоиерей Михаил Смирнов в своем выступлении высказал ряд дельных предложений, которые помогут упрочить взаимодействие казачества и православного духовенства.

Настоятель храма Святой Блаженной Матроны Московской протоиерей Михаил Смирнов не ограничился формальным присутствием на отчетном Сборе атамана геленджичан Константина Зырянова и правления районного казачьего общества. Он попросил слова у проводившего Сбор атамана Черноморского казачьего округа Сергея Савотина, чтобы высказаться о наболевшем.

«Меня интересует духовная жизнь каждого казака, каждой казачьей семьи, — подчеркнул отец Михаил. — И в этой связи хочу поделиться своими мыслями. Во-первых, предлагаю поменять отношение к ставленникам, новобранцам казачьих обществ, которые должны обращаться к духовенству не в последний момент, когда принимают присягу, а приходить для наставлений. Вы, атаманы и казаки, проводите с ними наставническую деятельность в духе патриотизма. А в духовной жизни человеку нет возможности дать отчет своему атаману так, как я это делаю в Геленджикском городском казачьем обществе о том человеке, который принимает присягу. Поэтому с ним священник должен вести предварительные беседы не за день или два до присяги, а намного раньше».

Также пастырь сказал о внутреннем духовном состоянии самого казачества. Считается, что пришедший новоиспеченный казак получит полноценное воспитание уже в самом казачьем обществе. Но так ли это? Общим местом стало сетование на то, что казаки и их семьи редко посещают храмы.

Почему казаки не венчаются в церкви? Почему не все крестят своих детей? Да, приходят в казачество не потомственные казаки, их воспитывали не в таких традициях и понятиях. Но, став казаками, должны, просто обязаны уже своим детям прививать православные духовные ценности. За минувший год, как отметил отец Михаил, ни один казак не пришел к нему в храм со своими детьми, ни разу не пригласили священника домой, чтобы пообщаться за чашкой чая о вопросах православия.

То же самое и с воспитанием казачат в школах. Но, положа руку на сердце, честно признаемся, многие из них, в детстве принятые в Союз казачьей молодежи Кубани, во взрослой жизни не приходят в казачество. Здесь ситуацию могут исправить священнослужители, которые должны бы работать рука об руку с казаками-наставниками. Каждый священник закреплен за конкретной школой и минимум раз в месяц старается проводить там час духовности.

Участие в городских мероприятиях и церковных праздниках — одна из важных составляющих в жизнедеятельности казачества. Здесь протоиерей Михаил Смирнов поблагодарил казаков Геленджикского РКО за участие в освящении храмов святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом — как в самом городе-курорте, так и в соседнем Новороссийске. Казаки двух районных обществ участвовали в обоих мероприятиях, охраняли правопорядок на прилегающих территориях. Многие отстояли службу. Но все ли понимали смысл происходящего?

«Пусть каждый атаман хотя бы мысленно сейчас попробует дать мне ответ: какое служение в храме несут казаки? Звонарь, певчий, охранник хотя бы… Но ведь все это возможно каждому. А чтецом кто может стать, по-церковнославянски кто-нибудь умеет читать? Молитвы читаются на этом языке. И казак должен уметь это делать. Священное писание мы читаем на современном русском языке, но этот синодальный перевод сделан для облегчения сознания, хотя мы должны читать его на церковнославянском, который мы слышим в храме».
Чтобы решить эту проблему, духовник казаков Новороссийска протоиерей Василий Симора старается подвигнуть атаманов к созданию богословских курсов. Такие же курсы, как заявил отец Михаил, он мог бы создать в Геленджике.

«Я готов такие курсы либо богословскую школу организовать, говорю это при атаманах округа и района. Составлю учебный календарный план, составлю план всех мероприятий. Но в такую школу никто из казаков добровольно не придет, только в приказном порядке, как это зачастую бывает в казачестве. А ведь вы могли бы научиться читать по-церковнославянски, узнали бы историю церкви, а вместе с тем и более глубоко постигнуть историю Отечества. Такие предметы должен знать каждый казак, не говоря уже об атаманах».

Показатель того, что казаки неохотно постигают православные каноны, — проводимые в Геленджике Сергиевские Рождественские чтения. Там традиционно работает в том числе казачья секция. Но в этом году только в пленарном заседании приняли участие несколько казаков, а на казачью секцию никто не прибыл. Неготовность казаков к духовному, православному самообразованию — это общая проблема всех казачьих обществ во всех регионах страны.

Отец Михаил обратил внимание собравшихся и на новый Устав казачьих обществ. В этом документе, как он признался, с болью в сердце увидел, что участие духовенства в деятельности казачества все более выхолащивается. В Уставе, как отметил батюшка, прописано только два-три положения с участием священнослужителей.

«Прочитав этот Устав, я проникся одной мыслью, которой хотел бы сегодня поделиться. Считаю, что духовенство обязательно должно участвовать в работе казачьих судов чести. Сегодня в этих органах духовенство не представлено никоим образом. А ведь, наверное, это есть самый нравственный духовный орган, существующий внутри казачества. Можно предусмотреть участие священников без права голоса, но с правом участия таким образом, чтобы в трудной ситуации, в которой вдруг оказался казак, не осудить его, а протянуть ему руку помощи. Подсказать духовный, нравственный совет в решении трудного вопроса. При этом совершенно не вмешиваясь в казачьи традиции, обычаи, которые нам известны и понятны».

В заключение выступления, которое казаки слушали с огромным интересом и в полной тишине, протоиерей Михаил Смирнов поблагодарил всех за неравнодушие к духовной жизни, особенно своих собственных семей.

Атаман Черноморского казачьего округа Сергей Савотин, подводя итоги отчетного Сбора, горячо поддержал все высказанные отцом Михаилом предложения. 


Источник: https://www.vkpress.ru/projects/kazachiy-blog/kak-uprochit-vzaimodeystvie-kazachestva-i-pravoslavnogo-dukhovenstva/?id=154923

Поделитесь с друзьями:

система комментирования CACKLE
Прислать новость!

Поиск по сайту

Наши проекты

Энциклопедия казачества

Вы можете принять участие в наполнении энциклопедии! Редактируйте существующие страницы и создавайте новые.

Я Казак! - Казачья социальная сеть.

Регистрируйтесь и публикуйте статьи, новости. Создайте свой блог или фотогаллерею. Также на сайте есть видеопортал на котором любой может разместить видеоролик о казачестве!

  • Владимир Владимирович Путин

    «Задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи»

    Владимир Владимирович Путин
    президент Российской Федерации

  • Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    «Находясь на страже мира и спокойствия народа России, казачество во все времена черпало свою силу в православной вере. Очень важно, чтобы и в наши дни казачество хранило верность исконным православным традициям»

    Святейший патриарх Московский
    и всея Руси Кирилл

  • Сергей Семенович Собянин

    «Система казачьего жизнеустройства, основанная на православной вере и идее служения Отечеству, способна укрепить русское национальное самосознание и содействовать направлению его в конструктивное русло»

    Сергей Семенович Собянин
    мэр города Москвы

  • Лев Николаевич Толстой

    «Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть»

    Лев Николаевич Толстой

Подпишись на обновления

Подпишитесь на рассылку и получайте все новости о казачестве по электронной почте.
Введите Ваш E-mail:

Новости

Архив

Ссылки